Firenze

23 09 2017
Клуатры, церкви, часовни Флоренции переполнены могилами. Повсюду погребальные надписи. В Сан-Миньято аль Монте кладбище формирует террассу и доминирует в великолепном пейзаже. Здесь смерть предстает во всем великолепии и в то же время очень тихо, почти нежно и невольно посетитель шагает здесь мягче, не желая нарушить покой усопших, которые, впрочем, навряд ли рассердятся даже на легкомысленных туристов.


Они спят здесь под кипарисами, розами, среди мрамора и зеленой травы. Донателло, Вероккьо, Антонио Росселлино, Бенедетто да Майяно, Дезидерио да Сеттиньяно, те, кто воплощали в камне свои мечты. За ними следом пришли другие и старые мастера подвинулись безо всякой ревности. Очень похоже, что это о них рассказала Кристина Россетти в своем поэтическом тексте:
– Всё в гору и в гору я буду идти?
– О да. Устанешь, нет мочи.
– И много часов проведу я в пути?
– С утра – до глубокой ночи.
– Когда же смогу отдохнуть я и где?
– Приют наверху найдёшь.
– Но как я увижу его в темноте?
– Мимо ты не пройдёшь.
– Скажи, кто оставил у входа свечу?
– Люди, что шли впереди.
– Они мне откроют, коль я постучу?
– Без стука в дверь заходи.
– На отдых теперь я могу уповать?
– О да, ты его нашёл.
– Но всякому здесь постелют кровать?
– Всякому, кто вошёл.

04 08 2017

МАРЕММА
Маремма находится в Тоскане и представляет собой довольно обширную территорию с не очень четко определенными границами. Она тянется вдоль Тирренского моря и продолжается в Лацио.

Данте располагал ее границы между Чечино и Корнето. В средние века здесь возникло княжество Кастро, до этого здесь жили римляне и этруски.
В старые времена жить тут было нелегко, болота и малярия, разбойники на дорогах и медленное течение жизни. Это отразилось в народной песне Маремма амара, в которой есть такие строчки: Будь проклята Маремма и все, кто ее любит. Сердце мое трепещет, когда ты отправляешься туда от страха, что ты никогда не вернешься...
Фердинанд III, великий герцог Тосканы, первым взялся за оздоровление Мареммы. Он часто приезжал сюда проверять, как идут работы по осушению болот и в 1824 году подхватил лихорадку, от которой уже не смог избавиться. Его сын Леопольд II продолжил
дело отца и ему даже пришлось соперничать с родственниками, которые также претендовали на земли Мареммы.
Граф Фоссомброни также желал оздоровить эти территории и собирался строить каналы, дороги и порт. Еще раньше графу Герардеска с помощью математика отца Ксименеса удалось осушить территорию между Болгери, Биббоной и морем. Воодушевленный их примером Леопольд II издал указ об оздоровлении Мареммы за государственный счет и в 1829 году примерно 50 000 рабочих со всех концов Тосканы и другов регионов Италии приступили к работам.
Но тут инженеры и эксперты начали выдвигать противоречивые  проекты и решения. Проблему Мареммы решил Джузеппе Мадзанти, который не был ни инженером, ни экспертом, но он понимал, как устроена Маремма. Он наполнил сначала канал Старый Седжо и под его руководством был прорыи Новый Седжо, благодаря чему огромные болотные территории превратились в плодородные земли.
Сегодня Маремма представляет собой контрастную и привлекательную территорию, чем-то напоминающую на юго-западе Тосканы французский Камарг.

☮ ☮ ☮

Наткнулся на Галлике на книгу Луи-Лорана Симонена о Тоскане.
Книга написана в 1868 году и называется Тоскана и Тирренское море и вот, что он пишет там в главе, посвященной Вольтерре.
В Вольтерре можно увидеть много древних захоронений, могилы в которых расположены в определенном порядке. Они вырезаны из алебастра, имеют небольшой размер и украшены барельефами. Если приподнять закрывающую плиту, то можно  увидеть обожженные огнем кости. Драгоценности, вазы и другие объекты искусства, которые клали в прах , давно исчезли. Римляне, затем варвары и уж затем тосканцы поочередно накладывали руки на эти драгоценные объекты и разрушали могилы этрусков. Многие саркофаги были переданы музею Уффици во Флоренции, другие находятся в музее Вольтерры. Некоторые, тем не менее, остались в корестностях города, чтобы было что показывать туристам. У римских Ворот Дианы когда-то располагался большой некрополь, почти все могильники которого были вскрыты. Те, что остались открытыми, наполними костями,  чтобы мистифицировать английских туристов, которые , не подозревая о подделке, в полном религиозном почтении увозят с собой кости "древних этрусков".

☮ ☮ ☮

ОРСАНМИКЕЛЕ
Недалеко от площади Республики (Флоренция) располагается кьеза Орсанмикеле. Она совсем не похожа на обычные церкви и представляет собой скорее дом-башню, лишь фасад, украшенный табернаклями и нишами со статуями, позволяет догадаться о назначении этого здания.

В 750 году здесь располагался монастырский сад. Бенедиктинцы выстроили первоначальную церковь, которая затем была перестроена в лоджию (1240), а затем и в зернохранилище.
В 1337 ее перестраивает Франческо Таленти и склады для зерна на этот раз были устроены на верхних этажах. В 1347 аркады лоджии были переделаны в стены.
В 15 веке многие артисты работали над над стенами и фасадом Орсанмикеле и копии их работ (оригиналы хранятся в Барджелло) по-прежнему украшают стены и интерьер церкви. Это Святой Петр Вероккио, Иоанн-Креститель Гиберти, Святой Георгий Донателло и др.

☮ ☮ ☮

29 06 2017
От площади Республики вниз к Арно ведет виа Калимала. Сегодня никто уже не знает, как образовалось это название, но очевидно, что время поработало  как следует над первоначальным названием и превратило его в головоломку для этимологов.


Франческо Бигацци в своих Записях и мемуарах о Флоренции осторожно указывает на то, что это название могло быть связано с неким злодеянием или проституцией. Есть также мнение, что название пришло из греческого и означало первоначально приветствие.
Дорога, которая когда-то здесь пролегала, была идеальным местом для торговли. Здесь открыли свои лавки многие гильдии, и в частности, гильдия шерстянников, которые привозили шерсть из северных стран и после обработки продавали ткани и платья. Здесь же располагается здание гильдии (Palazzo dell'Arte della Lana), которое сохранилось до наших дней.


Сегодня виа Калимала продолжает оставаться оживленной торговой улицей. Особую тональность ей придают уличные художники-мадоннари, рисующие прямо на асфальте.

🔺🔻🔺

28 06 2017
Piazza della Repubblica  бы спроектирована и построена в 19 веке. Она создает интересный контраст с историческим окружением Флоренции, с узкими улицами и многовековыми домами.


Колонна Изобилия представляет собой последний отпечаток старины на этой площади. Статуя на ее вершине является репликой на оригинальную статую Джованни Б.Фоджини из 18 столетия.



Триумфальная арка Аркона является самым заметным объектом площади. Надпись на ней  напоминает о том, что раньше тут находились исторические здания - Старый город был выведен из нищеты и и возвращен к жизни...


На площади Республики много популярных кофеен. Особенно известно кафе Giubbe Rosse, которое в начале 20 века посещали многие артисты и писатели.

🔺🔻🔺

27 06 2017
Piazza del Duomo a Firenze è un concentrato di arte, di bellezza, di magnificenza!




16 04 2017

Niccolò da Tolentino

В базилике Санта Мария дель Фиоре (Флоренция) имеется фреска Андреа дель Кастаньо, которая сразу привлекает внимание. На ней изображен всадник, похожий на Юла Бриннера, в доспехах и в то же время имеющий несколько парадный вид. Я разглядывал его довольно долго, настолько необычным казался мне контраст между реалистично выписанным лицом, пышным костюмом и словно бы улыбающимся конем всадника.


На днях выяснил, кем является этот замечательный всадник.
Никколо да Толентино (1350-1435) был итальянским кондотьером и капитано ди вентура. Родом из семьи Мауруцци, он сбежал их своего города Толентино в 1370 году, поссорившись с родителями. Почти сразу он поступает на службу к разным кондотьерам.

В 1406-1407 он командует войсками синьора Кремоны, затем переходит на службу к Пандольфо III Малатеста, синьору Фано и Чезены. Получив от Малатеста титул графа и замок Стаччола, он продолжает военную карьеру - под знаменами Висконти, королевы Джованны II Неаполитанской, а также воюет за Флоренцию.

В 1431 папским декретом он становится синьором Борго Сансеполькро, но уже на следующий год теряет этот титул, перейдя на службу к флорентийцам.

Под знаменами Флоренции он берет Брешию и побеждает в битве при Маклодио. За эти успехи он был назначен капитаном дженерале Республики.

В 1431-32 гг в качестве комманданта коалиции против Франческо Сфорца в Романье, он одерживает победу в Сан-Романо. Тогда же Учелло запечатлел его на картине, которая ныне хранится в Санта Мария Новелла.

В 1434 он попадает в плен к Висконти и его сбрасывают в ров. Он выжил, но в 1435 умирает от ран в Борго Валь ди Таро.

Никколо да Толентино похоронен в Санта Мария дель Фиоре. Андреа дель Кастаньо создал фреску, которая располагается прямо над его могилой.

☮ ☮ ☮

Дэвид Левитт в своей книге о Флоренции предупреждает, что узнать, понять, прочувствовать этот город вовсе не так уж просто. Все туристы, прибывающие во Флоренцию, пытаются найти здесь “нечто таинственное”, эфемерное, знакомое им по книгам и особенно по фильмам. Но увы, довольно быстро у них появляется странное ощущение,  “чувство, что ты исключен из общества, что тебя намеренно не пригласили на некую чудесную вечеринку, смутное, больше похожее на догадку, всегда оставалоась на долю любого туриста во Флоренции… Так преподобный Игер доверительно сообщает Люси: “мы, местные жители, иногда жалеем вас, бедных туристов – вас передают с рук на руки, как посылку, из Венеции во Флоренцию, из Флоренции в Рим, вы теснитесь в отелях и пансионах и даже не подозреваете о том, что не включено в бедекеры, вас заботит только одно – взглянуть и пойти еще куда-нибудь…”

☮ ☮ ☮

Флоре́нция — итальянский город на реке Арно, в прошлом — центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства, ныне — административный центр региона Тоскана. Население — 373 200 человек.


Несмотря на удалённость от моря и постоянные политические треволнения, Флоренция XIII—XVII веков внесла грандиозный вклад в развитие европейской и мировой цивилизации. Город дал миру таких гигантов, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте и Галилей. Местный диалект лёг в основу литературного итальянского языка, флорентийская монета стала эталоном для всей Европы, флорентийские художники разработали законы перспективы, флорентийские мыслители положили начало эпохе Возрождения, а флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи дал своё имя двум континентам.

В 59 году до н. э. на месте нынешней Флоренции было основано поселение римских ветеранов, получившее название Флорентия («цветущая»). В дальнейшем оно превратилось в город, который в IV веке н. э. стал резиденцией епископа. Затем Флоренция попадала под власть остготов, византийцев, лангобардов и франков. В результате этих превратностей население существенно сократилось.

Возрождение города началось в X веке, а с 1116 года Флоренция превратилась в независимую коммуну. XI—XII века отмечены строительством Баптистерия и церкви Сан-Миниато.

В XIII веке под руководством Арнольфо ди Камбио начали строить Санта Мария дель Фьоре (флорентийский Дуомо), возвели Палаццо Веккьо.

В XIII веке коммуна оказалась вовлечённой в борьбу между гвельфами и гибеллинами. Конфликт не помешал процветанию города. В 1252 году Флоренция ввела собственную золотую монету, флорин стал одной из самых устойчивых монет в Европе. Экономика города основывалась на производстве тканей из английской шерсти. В 1340-х годах население города составляло порядка 80 000 человек, но затем эпидемия «Чёрной смерти» резко его сократила.

Данте Алигьери, уроженец Флоренции, в своей «Божественной комедии», написанной в начале XIV века, придал разговорному языку такое достоинство и колорит, что это впоследствии позволило ему стать (наряду с образцами Петрарки и Боккаччо) основой итальянского языка, сначала литературного, а потом разговорного: таким образом, именно тосканский диалект лежит в основе современного итальянского языка.

o o o