Ravenna

В один из свободных дней я собрался посетить Равенну, о которой часто упоминает Генри Мортон в своей книге о Риме.
Равенна - небольшой город, расположенный к северу от Римини, примерно в часе езды по ж.д. Билет из Римини стоит 4 с половиной евро.


В вагоне напротив меня расположился симпатичный парень, настоящий итальянец, словно выпавший из саги про крестного отца. Рядом с ним приземлился чернокожий парень, которому почти сразу позвонили на мобильный и он погрузился в пространные переговоры на странном языке, который звучал примерно так: бала-мбала-дугала-уп...  Справа через проход сидели две русские блондинки, болтавшие на смеси русского и итальянского. Одна была ничего, вторая время от времени использовала ненормативную лексику.
Минут через 15, к счастью, последовала остановка и африканец, не прерывая переговоров, отправился в тамбур. Итальянец облегченно вздохнул, уселся посвободнее и передразнил африканца: бала-бала-бала... я попробовал свой убогий итальянский, мы немного поговорили и через минуту я узнал, что передо мной вовсе не итальянец: соно альбанезе, - заявил мой собеседник.

Поезд полз не спеша, с солидными остановками, но не прошло и часа, как мы приехали и я отправился осваивать незнакомые пространства. Почти сразу слева обнаружилась зеленая зона и за верхушками дерев симпатичная базилика Сан-Джованни, построенная по указу Галлы Плацидии, сестры императора.


Двинувшись дальше по зеленой аллее, я вдруг заметил странную метаморфозу. Матроны, сидевшие в тени деревьев, на чистом русском обсуждали что где и почем. Я словно на пару минут перенесся в страну Владимира Путина. Впрочем, вскоре этот морок прошел...


Далее я добрался до пьяцца дель Пополо, где задержался надолго. Тут расположилось раскошное палаццо муниципалета. на другой стороне кьеза Санта-Мария дель Суффраджо. Перед палаццо стоят две колонны, наподобие тех, что стоят в Венеции на Сан-Марко.


На вершинах находились изображения святого Аполлинара, покровителя города и льва святого Марка. После того, как папы одолели венецианцев и взяли Равенну под свой контроль, лев был убран и заменен изображением Сан-Витале.


Затем я двинулся наугад дальше и вскоре понемногу обошел все крупные достопримечательности Равенны. Под боком у базилики Сан-Витале наткнулся на свадьбу, невесту привезли на скромной машине, долго поправляли ей платье, затем, видимо, отец повел ее к церкви Санта-Мария Маджоре, передал жениху и после короткой фотосессии все вошли в церковь.


Чуть дальше располагается мавзолей Галлы Плацидии. Мортон в своей книге уделяет ей пару страниц, поскольку судьба этой женщины и в самом деле чрезвычайно интересна. Достаточно сказать, что вождь вестготов Аларих, завоевав Рим, забрал ее с собой. После его смерти, Галла выходит замуж за его сводного брата Атаульфа и три года сопровождает его в походах.


На пьяцца Баракка я выпил кофе и отправился на поиски дуомо, главной базилики. Она оказалась открытой и практически пустой.


Внутри было удивительно хорошо и спокойно,


много картин и каменных изображений.


И совершенно особая атмосфера, характерная для пустых храмов.


Чтобы оправиться от сильного эстетического удара, я тут же на пьяцца Дуомо присел на террасе Натуралменте Бургер и выпил дозу хейнекена.


Рядом компания молодых итальянцев играла в карты. В паузе мы разговорились, я выдал сначала обычный набор (соно террибилменте контенто, ла чита э белла, ла базилика э грандиоза, ла дженте э кордьяле), потом сказал, что очень рад тому, что познакомился с равеннцами, они засмеялись и сказали, что, увы, они не равеннцы, а приехали сюда из Римини. Тут настала моя очередь смеяться.


В античные времена Равенна играла далеко не последнюю роль в Западной Римской империи. В 402 г. она даже стала ее столицей и оставалась ею до падения Рима. После этого она последовательно была столицей государства вестготов, Равеннского экзархата и Лангобардского королевства. Здесь находится мавзолей Теодориха, Галлы Пласидии, здесь умер Данте и в Равенне в небольшой гробнице покоится его прах.


Мозаики равеннских мастеров известны всему христианскому миру.