Roma

Piazza del Colosseo
Via dei Fori Imperiali




В Рим я попал 19 июня с некоторыми приключениями. 
Выехали мы очень рано, в 5.30, но уже в 7 00 наш бус замедлился и встал в чистом поле, обидевшись неизвестно на что. 


Девушки-гиды начали телефонные переговоры и через час, примерно, подъехал новый бус, мы пересели и поехали дальше. 


Часа за полтора до Рима мы пересели еще раз и этот третий бус довез нас до вечного города. 



Надо сказать, что я впервые отправился в тур с русской фирмой. Многое в плане организации мне казалось непривычным и нелогичным. В Риме это впечатление только усилилось. Девушки объявили, что нас ожидает интересная экскурсия с местным гидом, которая закончится на площади св. Петра и там гид укажет нам место сбора, поскольку после экскурсии начиналось свободное время. 


Мне это понравилось не сильно, поскольку я предпочитаю, чтобы место сбора нам указывали вначале экскурсии. Зная это, я могу в любой момент оставить группу и отправиться исследовать город в одиночку. На этот раз я быстро понял, что попал. Гидом оказалась сильно немолодая дама, обожавшая свое ремесло настолько, что абсолютно забывала об элементарных приличиях и уже подуставших туристах. К тому она любила солнце и часто останавливала группу на самом солнцепеке и начинала очередную долгоиграющую историю. Короче, дама допускала, как стратегические так и тактические ошибки. Она, кажется, не понимала, что туристам помимо ее взволнованного рассказа, нужно еще сфотографировать объект рассказа и многое другое, впрочем. В середине пути она призналась в том, что у нее сегодня день рождения и поэтому она сделает нам подарок - удлинит свою экскурсию специально для нас и в самом деле удлинила ее на целый час. В результате, наше личное свободное время сократилось, да и сил после такой экскурсии оставалось только на то, чтобы упасть в первой же траттории и съесть пару порций пасты. 


Тем не менее, несмотря на все эти печали я увидел и снял на камеру почти все, что я планировал. Рим - жутко интересный город, шумный и многогранный, где среди табунов туристов вдруг обнаруживается множество любопытных сцен и эпизодов. И виды там, на Палатине, просто поразительные. Античные руины при свете дня наверное выглядят не так как на закате, хотелось бы посмотреть на них в сумерках или ночью. 


Вид наверх, с виа дель Театро ди Марчелло, на две грандиозные лестницы и античную церковь Санта-Мария ин Арачели просто фантастичен.  


Конечно же, я не претендую на некое раскрытие города, но тем не менее, он стал мне понятнее. 



Рим — один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи. Ещё в Античности (III век н. э.) Рим стали часто называть Вечным (лат. Roma Aeterna). Одним из первых так назвал Рим римский поэт Альбий Тибулл (I век до н. э.) в своей второй элегии. Представления о «вечности» Рима во многом сохранились и после падения древнеримской цивилизации, принеся соответствующий эпитет в современные языки.

Также Рим называют «городом на семи холмах». Первоначально поселения располагались на холме Палатине, впоследствии были заселены соседние холмы: Капитолий и Квиринал. Несколько позже поселения появились на последних четырёх холмах (Целие, Авентине, Эсквилине и Виминале).















В I веке до н. э. было вычислено несколько дат основания Рима, наиболее известная из которых — 21 апреля 753 год до н. э. Ромул называется первым царём Рима. Всего традиция называет семь царей. Царь Сервий Туллий традиционно называется строителем известной Сервиевой стены. Во время царской эпохи в Риме появляются первые храмы, в том числе Храм Весты и Храм Януса.

По сообщению историка Тита Ливия, Сервий Туллий во время первой переписи насчитал в Риме 80 тысяч граждан.

ФОНТАН ТРЕВИ

Фонтан Треви (итал. Fontana di Trevi) — самый крупный фонтан Рима, высотой 25,9 м и шириной 19,8 м.

Этот фонтан в стиле барокко был построен в 1732—1762 годах архитектором Николой Сальви. Он примыкает к фасаду палаццо Поли (итал. Palazzo Poli), второй этаж которого в 1830-х гг. снимала княгиня З. А. Волконская.

Величественный фасад дворца и фонтан воспринимаются как единое целое, и поэтому фонтан кажется ещё грандиознее. Из центральной ниши дворца как на колеснице выезжает Океан, сидящий на морской раковине, которую тянут тритоны и гиппокампы. В нишах по бокам от Нептуна помещены аллегорические фигуры, а над ними — барельефы. На правом барельефе молодая девушка указывает римским солдатам, где находится источник. От этого источника проложили акведук, по которому вода поступала в Рим, и акведук, так же как и источник, получил название Acqua Vergine (Acqua — вода, Vergine — девушка).

Существует поверье, что человек, бросивший в него монетку, приедет в Рим ещё раз. Две монеты — любовная встреча. Три — свадьба (бракосочетание). Четыре монеты — богатство. Пять монет — разлука. Денежная сумма, которую ежегодно «вылавливают» коммунальные службы за год, достигает 700000 евро.

В правой части фонтана расположены "трубочки влюбленных". По поверью, молодые пары, попившие из них воды будут любить друг друга и жить в согласии до самой старости.

Фонтан Треви был запечатлён во многих фильмах: мелодраме «Римские Каникулы» с Одри Хепберн и Грегори Пеком, картине Федерико Феллини «Сладкая жизнь», где фонтан стал третьим главным героем наряду с Анитой Экберг и Марчелло Мастроянни, комедии «Безумно влюбленный» с Орнеллой Мути и Адриано Челентано и других.

ЛЯПИС НИГЕР
Ляпис нигер (лат. Lapis Niger, «Чёрный камень») — квадратная поверхность из черного мрамора на форуме в Риме.

В античных источниках говорилось, что это место, на котором был убит Ромул. Под плитами был найден комплекс раннеримских построек, возможно, посвящённых Вулкану. Комплекс представлял собой алтарь, основание колонны и каменная стела. Плита была поставлена над постройками в I веке до н. э. при Сулле, когда почитание Вулкана больше не осуществлялось на этом месте, и была перенесена за город[1].

«Чёрный камень» был открыт археологом Джакомо Бони в 1899 году между Триумфальной аркой Септимия Севера и Курией. Под каменными плитами была обнаружена стела с древнейшими сохранившимися латинскими надписями на камне (датируются VI веком до н. э.). Значение надписи понять сложно, потому что начало и конец не сохранились, и только около половины строк чётко просматриваются. Однако, похоже, что послание осталось от царской усыпальницы, и кроме прочего предрекает проклятье каждому, кто посмеет потревожить её.

БАЗИЛИКА МАКСЕНЦИЯ
Базилика Максенция и Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на Римском форуме. Заложено в308 году императором Максенцием, а закончено его преемником — Константином в 312 году.
Базилика была воздвигнута на месте складов для специй (лат. horrea piperataria). Даже по древнеримским меркам, зданиебазилики было грандиозно — площадь нефа превышала 4000 кв. м., высота сводов составляла 39 метров. Внутри стены базилики были украшены мраморными плитами, пол покрыт цветным мрамором. Архитектурным примером для строительства послужили термы Каракаллы и Диоклетиана. В западной апсиде базилики была установлена колоссальнаястатуя Константина.
В базилике Константина не только поклонялись богам, но и назначали деловые встречи; здесь же заседал городской совет, а во время Олимпийских игр 1960 года под древними сводами проходили соревнования по греко-римской борьбе.

ЗАМОК АНГЕЛА
Император Адриан начал строить его в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. Завершил строительство в 139 г., после смерти Адриана, его преемник Антонин Пий. Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу: на квадратном основании (длина стороны — 84 м) был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа — император в виде Гелиоса, управляющего квадригой. В мавзолее были установлены погребальные урны императоров начиная с Адриана и заканчивая Септимием Севером. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.

Согласно преданию, в 590 г., во время эпидемии моровой чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название замок Святого Ангела. В средние века замок был соединён с Ватиканом пассетто, укрепленным коридором. Римские папы превратили его в настоящую крепость: Климент VII в 1527 г. укрылся в замке, когда войска императора Карла V вторглись в Рим. В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Несколькими годами позже он был заключён в замке как узник и сумел совершить невозможное — бежал из тюрьмы. За всю историю замка это единственный человек, которому это удалось.





Туристы катят в Рим каждый день из разных стран Европы. Их автобусы — огромные стеклянные дома, где путешественники сидят усталыми рядами, изолированные от ландшафта и жителей страны. Ночью эти автобусы стоят в боковых улицах около лучших отелей, и на их запыленных боках можно прочитать: Лондон, Берлин, Гамбург, Берген, Вена, Осло и многие другие названия. Целый день вы встречаете эти «экипажи» в разных частях Рима, а наутро они исчезают — уезжают на север, во Флоренцию, или на юг, в Неаполь. Не успеют горничные поменять постельное белье, как прибудут новые туристы, очень похожие на прежних: усталые, слегка ошалевшие, довольные возможностью вытянуть наконец ноги. Все замечательно организовано.

традиции. Со времен Цицерона и Горация никто не приезжал в Рим летом, если мог приехать в другое время. В древности богатые римляне покидали город, удаляясь на свои виллы у моря, когда «первые созревшие фиги и жара начинают поставлять гробовщику клиентов», как пессимистично заметил Гораций своему богатому другу; и эта древняя миграция существует до сих пор. В первых рядах — папа, который отбывает в свою летнюю резиденцию на Альбанских холмах, за ним тянутся состоятельные горожане, пока, наконец, к августу Рим полностью не остается на попечение второстепенных лиц. Но взамен каждого уехавшего римлянина на город обрушивается тысяча приезжих; и они продолжают прибывать в любую жару.

И сегодня можно наблюдать то же самое: неутомимые гиды влекут стада туристов вдоль бесконечных галерей, и наступает такой момент, когда даже самые выносливые перестают притворяться умными и заинтересованными и понуро бредут, опустив глаза, под гениально расписанными потолками. Некоторые из туристов удивительно термостойки. Когда Рим лежит пластом в прострации сиесты, и магазины закрыты до пяти вечера, и асфальт плавится под ногами, а глядя на ряды выстроившихся такси, думаешь, что все водители скончались за рулем, этим путешественникам, которые, кажется, сделаны из асбеста, иногда вдруг приходит мысль выйти в пустынный город.